На текущий момент данные изменения – не окончательны, возможны корректировки в рамках утверждения постановления Правительства РФ.
Нормативы финансирования:
Увеличено финансирование базовой программы ОМС на более чем 438 млрд рублей, большая часть из которых направлена на дополнительное финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи. Средний подушевой норматив финансирования в части ОМС вырос на рекордные 17,6% (с 19 169,0 руб. в 2024 году до 22 543,7 руб. в 2025 году).
Финансирование амбулаторной медицинской помощи увеличено на 5,6%, при этом рост нормативов финансирования составил от 16,1% (посещений с иными целями) до 19,3% (диспансерное наблюдение).
Скорректированы нормативы объемов медицинской помощи:
объемы по профилактическим осмотрам снижены на 14,3%, тогда как для диспансеризации увеличены на 11,3%.;
объемы посещений с иными целями увеличены на 25,6%;
норматив на специализированную помощь увеличен на 3,1% для круглосуточных стационаров, снижен на 4,3% для дневных. Значительный рост наблюдается в онкологии: на 12,7% в круглосуточных стационарах и на 18% в дневных стационарах;
объемы медицинской реабилитации увеличены: на 4% в амбулаторных условиях, на 5,5% в круглосуточных стационарах и на 3,8% в дневных;
объемы обращений по заболеваниям снижены на 36%.
Другие ключевые изменения:
Впервые установлено положение об обеспечении субвенцией соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе, для врачей – 200%, для среднего медицинского персонала – 100%, в том числе благодаря индексации заработной платы на 17,8%.
Введены новые правиладля участников системы ОМС:
не допускается перераспределение средств ОМС, предусмотренных на профилактические мероприятия, в счет увеличения размера базового подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц;
медицинские организации, оказывающие несколько видов медицинской помощи, не вправе перераспределять средства ОМС, предназначенные для оказания скорой медицинской помощи, и использовать их на предоставление других видов медицинской помощи;
не допускается использование субвенций текущего года на оплату медицинской помощи прошлого года, за исключением оплаты медицинской помощи, оказанной по межтерриториальным расчетам.
Обновлён перечень критериев качества медицинской помощи: введен новый критерий — доля лиц 65+ лет, вакцинированных против пневмококка.
Увеличены требования к доступности медицинской помощи: для образовательных организаций должны равняться >70% средств на специализированную и высокотехнологичную помощь, а для других федеральных медорганизаций – >80%.
Введены новые нормативы на дополнительные виды медицинской помощи - диспансеризацию репродуктивного здоровья и позитронную эмиссионную томографию, школы для пациентов с сахарным диабетом, профилактические посещения центров здоровья, стентирование коронарных артерий, имплантация кардиостимулятора, эндоваскулярная деструкция аритмогенных зон сердца, операции на брахиоцефальных артериях. С 2025 г. оплата школ для пациентов с сахарным диабетом будет осуществляться отдельно от подушевого норматива финансирования первичной медико-санитарной помощи.
Введена возможность использования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленного объема.
Медицинские организации уполномочены назначать незарегистрированные лекарства, а также устанавливать порядок оказания медицинской помощи ветеранам, участвовавшим в специальной военной операции и уволенным с военной службы.
Оплата лечения с противоопухолевой терапией с 2026 г. будет производиться исходя из фактически использованных лекарственных препаратов.
Пациентам с гепатитом С медицинские организации могут предоставлять лекарственные препараты для приема на дому.
Высокотехнологичная медицинская помощь
Базовая программа ОМС расширяется за счет включения ряда новых современных методов оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи:
замена нейростимуляторов и помп на постоянных источниках тока для нейростимуляции головного и спинного мозга, периферических нервов;
эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушений ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора;
мониторинг и периодическая реабилитация детей с хронической сердечной недостаточностью с имплантированными желудочковыми вспомогательными системами кровообращения длительного использования с проверкой функционирования и заменой внешних элементов;
мониторинг после имплантирования желудочковой вспомогательной системы длительного использования у взрослых;
комплексная медицинская реабилитация после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного протеза.
Оплата по клинико-статистическим группам (КСГ)
В перечень КСГ добавлены 15 новых групп:
для оплаты случаев с интравитреальным введением лекарственных препаратов 2 группы в условиях круглосуточного стационара (st21.010; st21.011) и 2 группы в условиях дневного стационара (ds21.008; ds21.009);
для оплаты с применением баллонной вазодилатации с установкой стентов в сосуд (1 стент -st25.013; 2 стента - st25.014; 3 стента - st25.015);
для оплаты случаев оказания медицинской помощи в условиях отделения скорой медицинской помощи (st36.048);
для оплаты случаев медицинской реабилитации в детских реабилитационных отделениях в условиях круглосуточного и дневного стационара: нейрореабилитационном (st37.027; ds37.017), соматическом (st37.028; ds37.018), ортопедическом (st37.029; ds37.019);
для оплаты случаев комплексной медицинской реабилитации после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного экзопротеза, в том числе с болевым синдромом (st37.030).