Новости

Цифровые сервисы на основе искусственного интеллекта – новые помощники медицинских работников

В преддверии Дня медицинского работника рассказываем о новых цифровых технологических возможностях в медицине, которые обсуждались на прошедшей конференции «Оценка технологий здравоохранения: глобальная методология - национальные решения».

- Технологии на основе искусственного интеллекта должны быть массово внедрены во все сферы экономики, включая здравоохранение, в течение ближайших 10 лет. В соответствии с действующим законодательством в РФ программное обеспечение на основе искусственного интеллекта регистрируются как медицинское изделие, и сегодня уже более 20 продуктов доступны для врачей и пациентов. В 2023 г. использование алгоритмов искусственного интеллекта включено в программу ОМС - в тарифное соглашение на оплату медпомощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС Москвы на текущий год включена новая медицинская услуга «Описание и интерпретация данных маммографического исследования с использованием искусственного интеллекта».

- Функционал цифровых сервисов на основе ИИ постоянно расширяется - новые продукты разрабатываются для применения в диагностике, лечении, медицинской реабилитации. Наибольшие успехи достигнуты в анализе искусственным интеллектом изображений (маммография, КТ, МРТ, видеоколоноскопия), электрокардиограмм, патологоанатомических снимков.

- В условиях возрастающей нагрузки медицинские работники получают новые возможности «свериться», сравнить, проверить себя при принятии решений. Необходимость расшифровки большого количества результатов диагностических исследований в сжатые сроки несет риски неточностей, ошибок, снижения качества интерпретации, и искусственный интеллект может помочь врачам в рутинной работе - разметкой изображений, поиском патологических очагов, автоматическим набором текста заключения и др. функциями.

- Для лечения пациентов, особенно с несколькими заболеваниями врач должен владеть и анализировать колоссальный объем данных доказательной медицины. Здесь помогают системы поддержки принятия решений – врачебных и управленческих. В настоящее время Минздравом России разрабатывается сервисная платформа для пациентов – домен «Здравоохранение», которая объединит все медицинские сервисы - платформу клинических сервисов (ПКС): клинические сервисы для врачей и медицинских организаций («Онлайн консилиум», сервис персонифицированных рекомендаций врачу) и клинические сервисы для учета и ведения пациентов на всех этапах ОМП (сервис оперативного ведения пациента на всех этапах, сервис ведения регистров).

- Помощь ИИ медицинским работникам может быть полезна даже тогда, когда пациент еще не пришел на диагностику и лечение. Технологии ИИ могут успешно применяться в профилактической медицине для определения факторов риска развития заболеваний, персонализированной оценки степени риска, предоставления рекомендаций по необходимым дополнительным обследованиям. Результаты диспансеризации и профилактических осмотров, проанализированные ИИ, могут помочь медицинским работникам распределить ресурсы наиболее эффективно.

- Медицинские специалисты выполняют большое количество задач, часть из которых могут заменить технологии, но не их главную задачу – лечить пациентов. Лечение пациентов – прерогатива врача, поэтому конечной целью внедрения ИИ в практическое здравоохранение является обеспечение взаимодействия между врачом и технологией в оказании и повышении качества медицинской помощи пациентам.