Новости

Наличие актуальной нормативно-правовой базы и обеспечение работы регистра пациентов – ключевые факторы для эффективной реализации соглашений о разделении рисков

Алексей Щербинский, директор Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Республики Беларусь:

Вся организация диагностики и лечения пациентов в рамках сформированного соглашения максимально детализирована в приказе Минздрава Республики Беларусь, в котором утверждены положение о программе лечения, критерии включения в программу пациентов, описаны этапы организации лечения и логистики и определен порядок и формы для заполнения отчетов о целевом использовании как диагностических исследований, необходимых для назначения препарата, так и самого лекарственного препарата.

Набор пациентов в программу проходил в 3 этапа:

  • Этап 1: Проведение молекулярно-генетических исследований для пациентов, соответствовавших критериям включения в программу, по результатам которых консилиумом специалистов принималось решение об их включении в программу.
  • Этап 2: Применение препарата у отобранной группы пациентов, оценка эффективности проводимой терапии на основе заключения консилиума специалистов Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии.
  • Этап 3: Продолжение лечения у пациентов, ответивших на терапию, исключение из программы пациентов без ответа на терапию.

Канцер-регистр — критически важный компонент реализации программы. Именно на основе данных канцер-регистра определялись количественные параметры для программы при участии клиницистов (количество пациентов для прохождения тестирования, прогнозные цифры по количеству пациентов с положительным ответом на терапию и др.).

На текущий момент завершена практическая часть набора пациентов в программу и идет подготовка отчетов по клинической эффективности данной программы и ее экономического эффекта для системы здравоохранения.

Реализация данной программы стала возможна благодаря командной работе всех уровней: Министерства здравоохранения, РНПЦ онкологии и медицинской радиологии, онкологических центров республики.

Вместе с тем, с точки зрения организационно-правовой работы, подготовка нового приказа Министерства здравоохранения для инициации очередной новой программы создают ряд неудобств как по вопросам закупки необходимого препарата за счет средств республиканского бюджета, так и по формату своевременности терапии. Этот опыт демонстрирует целесообразность разработки высокоуровневого базового документа, который определит ключевые условия для рутинного применения в практике подобных программ.

В настоящее время идет разработка соответствующего постановления, которое обеспечит урегулирование вопросов реализации программ доступа к инновационной терапии на основе соглашений о разделении рисков.