Новости

Сессия ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России «Доступность персонифицированных технологий»: финансовое обеспечение молекулярно-генетических исследований в рамках программы государственных гарантий

Илья Михайлов, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения поддержки деятельности национальных медицинских исследовательских центров ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России: 

С момента включения молекулярно-генетических исследований (МГИ), необходимых для диагностики и подбора противоопухолевой терапии, в 2020 году в базовую программу ОМС произошли важные совершенствования в подходах оплаты.

В 2021 г. для МГИ определен новый норматив объема для МГИ - один тест для отдельной опухоли в соответствии с клиническими рекомендациями. Это позволило субъектам РФ устанавливать дифференцированные тарифы на оплату МГИ в зависимости от типа исследования.

В 2022 г. в соответствии с Программой госгарантий осуществляются 10 видов исследований (см. слайд).
Вместе с тем, на текущий момент отмечаются следующие сложности при формировании тарифов и оплаты МГИ:

  • Отсутствуют рекомендации по установлению тарифов на МГИ на федеральном уровне, что приводит к установлению в ряде регионов тарифов, недостаточных для выполнения того или иного вида МГИ, или отсутствию тарифов на определенные исследования.

  • Тариф на оплату медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара не учитывает затраты на МГИ, вследствие чего закупку молекулярно-генетических исследований у сторонней организации медицинская организация, не выполняющая их самостоятельно, может произвести только за счет собственных средств.

  • Сложность закупки МГИ в амбулаторных условиях медицинской организацией, не выполняющей их самостоятельно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, ввиду того, что тариф на оплату предусматривает только непосредственно оплату исследования, и между тарифом и закупочной ценой всегда будет дифференциация, которая может быть расценена как незаконное обогащение.

  • Сложность межтерриториальных расчетов ввиду того, что доставка материала включается в тариф, но тариф устанавливается для медицинской организации, выполняющей исследование, которой сложно организовать доставку из всех субъектов РФ. При этом ТФОМС по месту выполнения исследования не всегда готов устанавливать тарифы с учетом доставки из разных регионов, а для медицинской организации, направившей материал, нет возможности установить только тариф на доставку.

  • Сложность оплаты медицинских услуг, оказываемых референс-центрами, вследствие вышеперечисленных проблем с межтерриториальными расчетами.