Новости

Повышение эффективности финансирования лекарственного обеспечения требует системных решений на федеральном и региональном уровнях

Представляем основные выводы по результатам сессии «Готово ли государство к финансированию предложенной концепции лекарственного обеспечения?», прошедшей в рамках XII международной научно-практической конференции «Оценка технологии здравоохранения. Лекарства: от концепции к обеспечению»:

🩺Инновационные методы лечения увеличивают финансовые потребности в сфере лекарственного обеспечения. Растет разрыв между фактическими потребностями и объёмами финансирования. Многоканальность финансирования лекарственного обеспечения (федеральный, региональный бюджеты, бюджет системы ОМС и отдельных программ, например, фонда «Круг добра») приводит к сложности учета фактических расходов и расчета дополнительной потребности в финансовых ресурсах субъектов РФ. Некоторые регионы сталкиваются с дефицитом средств, особенно для льготных категорий граждан, что перегружает систему ОМС.

Использование средств ОМС для оплаты таблетированных форм лекарственных препаратов не соответствует принципам финансирования, заложенным федеральным законом «Об охране здоровья граждан РФ» (ФЗ-323), согласно которым средства ОМС служат источником оплаты непосредственно медицинской помощи и могут использоваться для оплаты лекарственных препаратов только во время лечения в условиях дневного и круглосуточного стационара.

Это ставит задачу поиска сбалансированных решений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Для эффективного финансирования лекарственного обеспечения необходимо:

На федеральном уровне:

  • Устранение дублирования федеральной и региональной льготы, формирование единого реестра льготников с четким определением льготных категорий.

  • Развитие системы электронных рецептов и регистров пациентов для точного планирования потребности в лекарственном обеспечении и контроля расходов.

  • Цифровизация и синхронизация процессов разработки клинических рекомендаций и стандартов для планирования потребности в финансировании на оказание медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

  • Дальнейший переход на систему оплаты за результат лечения, внедрение новых механизмов оплаты медицинской помощи - полного цикла лечения (стационар - амбулатория – реабилитация) вместо разрозненных услуг.

  • Более широкое вовлечение трудовых и финансовых ресурсов, оптимизация налоговых льгот и развитие инструментов, направленных на повышение эффективности системы страховых взносов в систему ОМС.

На региональном уровне:

  • Система ОМС не должна замещать региональные обязательства по лекарственному обеспечению.

  • Централизованные и совместные закупки лекарственных средств позволяют сократить расходы на 15-20%.

  • Введение системы лекарственного страхования (с компенсацией 50–90% стоимости препаратов) с учетом региональной специфики.

  • Учитывая различия в финансовых возможностях субъектов РФ, необходимо продолжить работу по выравниванию условий и повышению эффективности межбюджетного взаимодействия, включая механизмы софинансирования, целевого финансирования дорогостоящих случаев лечения (например, онкологии) или высокотехнологичной помощи.

  • Активное участие главных внештатных специалистов и клинических фармакологов в обосновании закупок, исключающее неэффективные расходы.

Участники сессии подчеркнули: резервы для финансирования лекарственного обеспечения есть, но их использование зависит от системных решений на федеральном уровне. Развитие системы лекарственного обеспечения требует дальнейшей системной работы, направленной на повышение доступности, устойчивости и эффективности.

Смотреть видеозапись мероприятия: здесь

#КонференцияОТЗ

#Финансирование

#ЛекарственноеОбеспечение
2025-07-01 18:36