Стратегическая сессия «Первичная медико-санитарная помощь: вопросы и перспективы развития»: основные результаты и выводы
Представляем основные выводы по результатам стратегической сессии «Первичная медико-санитарная помощь: вопросы и перспективы развития», прошедшей по инициативе ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России при поддержке платформы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Смартека» 27 мая 2022 г. Цель мероприятия - определение ключевых текущих проблем и точек роста, поиск возможных решений и перспектив развития первичной медико-санитарной помощи в отдаленных регионах и регионах с низкой плотностью населения. В работе сессии приняли участие около 50 специалистов в области здравоохранения, включая представителей Национальных медицинских исследовательских центров, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, главных внештатных специалистов регионов, региональных органов здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». На обсуждение были вынесены 4 вопроса:
организация работы системы в т.ч. в регионах с низкой плотностью населения;
финансирование и обеспечение информатизации;
кадровое обеспечение (поиск, обучение, система мотивации);
результат и результативность (что считать результатом, механизмы повышения эффективности, планирование изменений).
Основные выводы
В отдаленных регионах и регионах и низкой плотностью населения система организации первичной медико-санитарной помощи может быть как в рамках одного юридического лица, так и в системе подчинения (домохозяйство (ДХ) / фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) / фельдшерский пункт (ФП) / поликлиника / стационар), но структура должна создавать единый «контур», в котором между функционирующими звеньями как по горизонтали, так и по вертикали обеспечивается преемственность оказания медицинской помощи, сохраняется и передается вся информация о пациенте. Для обоснования и организации перехода на новую «контурную» систему требуется инициатива от регионального медицинского сообщества, а также проведение аудита и инвентаризации имеющихся в регионе медицинских организаций первичного звена и анализ текущего состояния региональной системы здравоохранения
Действующая система финансирования первичной медициной-санитарной помощи требует пересмотра. Необходима оценка возможности использования дополнительных источников финансирования (например, со-платежи), а также пересмотр подходов к оценке показателей по итогу года.
С целью решения вопроса кадрового дефицита в первичном звене представляется целесообразным:
пересмотреть учебную программу подготовки врачей амбулаторного звена;
рассмотреть возможность обучения большей части специалистов по целевому принципу и возобновления системы постдипломного распределения;
проработать варианты дополнительного углубленного обучения/аккредитации среднего медперсонала с целью передачи ему части функций врача (выписка рецептов, направление на обследование и т.д.) свыше регламентированных в настоящий момент.
Для повышения престижа и мотивации к работе в амбулаторном звене необходимы:
в каждом ЛПУ: внедрение программ наставничества, обеспечение прозрачности требований к работе, что требует разработки СОПов,
оценка возможности обеспечения страхования профессиональной ответственности специалиста;
усиление контроля и ответственности за распространение ложной информации и необоснованных жалоб в адрес медицинского персонала.
Предложения по совершенствованию системы организации первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее финансирования и показателей результативности требуют обсуждения и валидации со стороны Минздрава России на предмет соответствия действующему нормативному правовому регулированию.