Новости

Стратегическая сессия «Первичная медико-санитарная помощь: вопросы и перспективы развития»: основные результаты и выводы

Представляем основные выводы по результатам стратегической сессии «Первичная медико-санитарная помощь: вопросы и перспективы развития», прошедшей по инициативе ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России при поддержке платформы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Смартека» 27 мая 2022 г. Цель мероприятия - определение ключевых текущих проблем и точек роста, поиск возможных решений и перспектив развития первичной медико-санитарной помощи в отдаленных регионах и регионах с низкой плотностью населения.
В работе сессии приняли участие около 50 специалистов в области здравоохранения, включая представителей Национальных медицинских исследовательских центров, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, главных внештатных специалистов регионов, региональных органов здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
На обсуждение были вынесены 4 вопроса:
  1. организация работы системы в т.ч. в регионах с низкой плотностью населения;
  2. финансирование и обеспечение информатизации;
  3. кадровое обеспечение (поиск, обучение, система мотивации);
  4. результат и результативность (что считать результатом, механизмы повышения эффективности, планирование изменений).


Основные выводы

  1. В отдаленных регионах и регионах и низкой плотностью населения система организации первичной медико-санитарной помощи может быть как в рамках одного юридического лица, так и в системе подчинения (домохозяйство (ДХ) / фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) / фельдшерский пункт (ФП) / поликлиника / стационар), но структура должна создавать единый «контур», в котором между функционирующими звеньями как по горизонтали, так и по вертикали обеспечивается преемственность оказания медицинской помощи, сохраняется и передается вся информация о пациенте. Для обоснования и организации перехода на новую «контурную» систему требуется инициатива от регионального медицинского сообщества, а также проведение аудита и инвентаризации имеющихся в регионе медицинских организаций первичного звена и анализ текущего состояния региональной системы здравоохранения

  1. Действующая система финансирования первичной медициной-санитарной помощи требует пересмотра. Необходима оценка возможности использования дополнительных источников финансирования (например, со-платежи), а также пересмотр подходов к оценке показателей по итогу года. 
  2. С целью решения вопроса кадрового дефицита в первичном звене представляется целесообразным: 
  • пересмотреть учебную программу подготовки врачей амбулаторного звена;
  • рассмотреть возможность обучения большей части специалистов по целевому принципу и возобновления системы постдипломного распределения;
  • проработать варианты дополнительного углубленного обучения/аккредитации среднего медперсонала с целью передачи ему части функций врача (выписка рецептов, направление на обследование и т.д.) свыше регламентированных в настоящий момент.

  1. Для повышения престижа и мотивации к работе в амбулаторном звене необходимы:
  • в каждом ЛПУ: внедрение программ наставничества, обеспечение прозрачности требований к работе, что требует разработки СОПов, 
  • оценка возможности обеспечения страхования профессиональной ответственности специалиста;
  • усиление контроля и ответственности за распространение ложной информации и необоснованных жалоб в адрес медицинского персонала. 

Предложения по совершенствованию системы организации первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее финансирования и показателей результативности требуют обсуждения и валидации со стороны Минздрава России на предмет соответствия действующему нормативному правовому регулированию.