В работе сессии приняли участие около 50 специалистов в области здравоохранения, включая представителей Национальных медицинских исследовательских центров, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, главных внештатных специалистов регионов, региональных органов здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
На обсуждение были вынесены 4 вопроса:
- организация работы системы в т.ч. в регионах с низкой плотностью населения;
- финансирование и обеспечение информатизации;
- кадровое обеспечение (поиск, обучение, система мотивации);
- результат и результативность (что считать результатом, механизмы повышения эффективности, планирование изменений).
Основные выводы
- В отдаленных регионах и регионах и низкой плотностью населения система организации первичной медико-санитарной помощи может быть как в рамках одного юридического лица, так и в системе подчинения (домохозяйство (ДХ) / фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) / фельдшерский пункт (ФП) / поликлиника / стационар), но структура должна создавать единый «контур», в котором между функционирующими звеньями как по горизонтали, так и по вертикали обеспечивается преемственность оказания медицинской помощи, сохраняется и передается вся информация о пациенте. Для обоснования и организации перехода на новую «контурную» систему требуется инициатива от регионального медицинского сообщества, а также проведение аудита и инвентаризации имеющихся в регионе медицинских организаций первичного звена и анализ текущего состояния региональной системы здравоохранения
- Действующая система финансирования первичной медициной-санитарной помощи требует пересмотра. Необходима оценка возможности использования дополнительных источников финансирования (например, со-платежи), а также пересмотр подходов к оценке показателей по итогу года.
- С целью решения вопроса кадрового дефицита в первичном звене представляется целесообразным:
- пересмотреть учебную программу подготовки врачей амбулаторного звена;
- рассмотреть возможность обучения большей части специалистов по целевому принципу и возобновления системы постдипломного распределения;
- проработать варианты дополнительного углубленного обучения/аккредитации среднего медперсонала с целью передачи ему части функций врача (выписка рецептов, направление на обследование и т.д.) свыше регламентированных в настоящий момент.
- Для повышения престижа и мотивации к работе в амбулаторном звене необходимы:
- в каждом ЛПУ: внедрение программ наставничества, обеспечение прозрачности требований к работе, что требует разработки СОПов,
- оценка возможности обеспечения страхования профессиональной ответственности специалиста;
- усиление контроля и ответственности за распространение ложной информации и необоснованных жалоб в адрес медицинского персонала.
Предложения по совершенствованию системы организации первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее финансирования и показателей результативности требуют обсуждения и валидации со стороны Минздрава России на предмет соответствия действующему нормативному правовому регулированию.