Виталий Омельяновский, руководитель Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России на сессии "Внедрение инновационных медицинских проектов в практику: как сделать ваши идеи доступными для пациента", прошедшей в рамках форума "Медицина молодая":
Разработка стратегии продвижения инновационных продуктов должна опираться на оценку их востребованности и готовности системы здравоохранения.
Оценка технологий здравоохранения (системный мультидисциплинарный процесс независимой оценки информации о медицинских, социальных и экономических последствиях применения технологии) должна применяться на всех этапах жизненного цикла технологии и начинаться на самых ранних этапах разработки.
Кроме традиционных задач для успешного включения новых технологий, в зависимости от их вида (лекарственные препараты, медицинские изделия, цифровые разработки, клеточные продукты и т.д.), в клиническую практику необходимы:
- Новые продукты фармацевтической, биотехнологической и медицинской промышленности, достижения в области информационных технологий и менеджмента приобретают реальную терапевтическую ценность только в случае их эффективного внедрения в клиническую практику.
- Несмотря на значительное число новых инновационных проектов, заявляющих своей целью повышение качества и доступности медицинской помощи, число доходящих до стадии успешного внедрения не превышает 10%. Так, согласно мировым данным, менее 7-9 % медицинских изделий, включая уже зарегистрированные технологии, достигают широкого применения в реальной практике.
- Внедрение технологии в систему практического здравоохранения включает несколько этапов: разработку, оценку клинических и экономических эффектов, нормативного поля, под действие которого подпадает технология, определение каналов финансирования и должно сопровождаться научным консультированием разработчиков.
- Для успешной интеграции, «вхождения» инновационных медицинских технологий в систему здравоохранения необходимо не только понимание вопросов, связанных с клинической эффективностью технологии, но также грамотная навигация в существующих реалиях и дальнейшее развитие экономических и регуляторных аспектов обеспечения доступности медицинских технологий для пациентов.
Разработка стратегии продвижения инновационных продуктов должна опираться на оценку их востребованности и готовности системы здравоохранения.
Оценка технологий здравоохранения (системный мультидисциплинарный процесс независимой оценки информации о медицинских, социальных и экономических последствиях применения технологии) должна применяться на всех этапах жизненного цикла технологии и начинаться на самых ранних этапах разработки.
Кроме традиционных задач для успешного включения новых технологий, в зависимости от их вида (лекарственные препараты, медицинские изделия, цифровые разработки, клеточные продукты и т.д.), в клиническую практику необходимы:
- оценка обоснованности проекта разработки инновационной медицинской технологии;
- оценка бремени заболевания;
- анализ потенциала рынка будущей технологии, включая рыночные показатели для сегмента рынка, конкурентного окружения, ценовой политики основных игроков, потенциальных каналов финансирования;
- анализ тактики ведения заболевания и понимание, из чего складывается пострегистрационный трек для каждого вида технологии;
- подготовка качественной базы аргументации для продвижения на каждом из этапов;
- оценка возможных источников финансирования;
- формирование ценовой стратегии продукта;
- подготовка нормативно-правовой среды для возможности применения готовой медицинской технологии.