Пример европейских стран, США, Китая показывает, что крайне жесткая регуляторная система тормозит развитие инноваций. Обеспечивая пациентам доступ к инновационным препаратам, мы должны уметь контролировать эффективность данных крайне дорогостоящих технологий, имеющих низкую доказательную базу.
Для инновационных препаратов должны быть предусмотрены механизмы, обеспечивающие:
- оценку эффективности и экономической приемлемости инновационных препаратов. В рамках программ раннего доступа пациентов к инновационным технологиям крайне важен сбор данных реальной клинической практики. Без отлаженной единой онлайн системы сбора таких данных крайне затруднительным является решение вопроса о взаимозаменяемости препаратов;
- возврат государственных инвестиций в случае недостижения заявленных результатов лечения данными препаратами. В этой связи крайне остро стоит вопрос внедрения и закрепления на законодательном уровне инновационных методов лекарственного обеспечения – соглашений о разделении рисков (risk-sharing agreements), переговорного процесса с производителями по цене, что требует отдельного трека для инновационных препаратов и изменений в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для оригинальных инновационных препаратов, не имеющих явных преимуществ по эффективности с другими препаратами, необходимо внедрение кластерного ценообразования.
Для эффективной работы по минимизации дефектуры необходимо развитие более плотного межведомственного взаимодействия в рамках единой информационной системой по лекарственным препаратам. Данные по дефектуре должны быть публичными, что позволит сформировать открытую площадку для взаимодействия между государством и производителями по цене и необходимости производства.
Трансляция сессии доступна по ссылке: https://forumspb.com/programme/drug-security-forum/98251/#broadcast