Фамилия: *


Имя: *


Отчество:


Электронный адрес (e-mail): *


Регион: *



Населённый пункт: *



Текст обращения: *


Размер файла не более 5 Мб. Форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif.
Подтверждаю согласие на обработку и хранение моих персональных данных *




Поля со * обязательны к заполнению

Меню

Сотрудники ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России приняли участие в международном семинаре «Перспективы развития оценки технологий здравоохранения и ценообразования в Российской Федерации»

9 декабря 2019 года в г. Москва состоялся международный семинар «Перспективы развития оценки технологий здравоохранения и ценообразования в Российской Федерации», организаторами которого стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Всемирный Банк и федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В работе семинара приняли участие российские эксперты в сфере здравоохранения, представители Минздрава России, Федеральной антимонопольной службы, Всемирной организации здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Департамента здравоохранения города Москвы, Правительства Московской области, Всероссийского союза пациентов, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского Государственного Химико-фармацевтического университета.

Центральной темой мероприятия явилось обсуждение вопроса ценового регулирования лекарственных препаратов (ЛП), поскольку важную роль в обеспечении доступности лекарственной помощи для населения играют цены на ЛП и участие государства в финансировании лекарственного обеспечения. Внедрение в клиническую практику новых эффективных ЛП, с одной стороны, повышает качество оказания медицинской помощи, но с другой стороны, неизбежно приводит к значительному увеличению затрат со стороны системы здравоохранения.

Представителями Всемирного Банка было отмечено, что государственная политика в области лекарственного обеспечения способствует балансу качества, рациональному использованию и доступности цен на ЛП. Как показывает опыт зарубежных стран, ценовое регулирование распространяется на ЛП, подлежащие возмещению, и наиболее распространенным подходом регулирования цен является государственное ценообразование. С целью снижения нагрузки на бюджет и оптимизации расходов на здравоохранение, плательщики в зарубежных странах внедряют новые подходы к ценообразованию и лекарственному обеспечению, такие, как соглашения о разделении рисков, ценностно-ориентированное ценообразование, переговорный процесс и конфиденциальные соглашения о ценах. В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих зарубежных странах, используются механизмы внешнего и внутреннего референтного ценообразования. Система внешнего референтного ценообразования, с одной стороны, помогает в сдерживании затрат, но с другой стороны, зачастую способствует задержке вывода ЛП на рынок и недостаточно стимулирует инновационные разработки компаний. Кроме того, внешнее референтное ценообразование не обеспечивает сопоставимость заявленных цен в референтных странах реальным закупочным ценам, так как в большинстве из них для внедрения в клиническую практику дорогостоящих инновационных ЛП используют конфиденциальные соглашения о цене (по результатам переговорного процесса между производителем и государством), а также соглашения о разделении рисков. Соглашения о разделении рисков позволяют внедрить в клиническую практику дорогостоящие инновационные ЛП, уменьшая неопределенность плательщика в отношении эффективности ЛП за счет заключения ценовых соглашений, проведения дополнительных исследований и установления четких параметров компенсации за применения технологии по методу платы за результат. Таким образом, для производителей этот метод является способом расширения объема продаж, а для плательщиков – способом экономии бюджетных средств. Странами – лидерами в области применения соглашений о разделении рисков являются Италия, Швеция, США, Австралия, Великобритания и Нидерланды.

Генеральный директор ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России Виталий Омельяновский подчеркнул, что активно внедряемые в зарубежных странах новые подходы к ценообразованию, такие как value-based pricing (ценностно-ориентированное ценообразование), позволяют учитывать уровень дополнительной терапевтической ценности ЛП. В ряде стран, таких как Франция, Германия и Италия, используются системы оценки уровня инновационности (дополнительной терапевтической ценности) ЛП, которые лежат в основе системы ценообразования и ценового регулирования. Метод ценообразования с учетом наличия нескольких показаний ЛП является разновидностью ценностно-ориентированного ценообразования и позволяет устанавливать различные цены для каждого показания ЛП. Это позволяет учесть фактор различной терапевтической ценности ЛП в случае различных показаний. Ценностно-ориентированное ценообразование позволяет учитывать целый ряд преимуществ ЛП для пациентов и общества, связывая цены на ЛП и ценность лечения. Это обеспечивает доступ на рынок экономически эффективных препаратов и стимулирует производителей инвестировать в эффективные продукты в будущем. Действующая в Российской Федерации система ценообразования не может в полной мере гарантировать населению доступ к высокоэффективным инновационным ЛП. По мнению Виталия Омельяновского, особенно актуальна проблема внедрения новых подходов к ценообразованию для таких прорывных технологий (advanced therapies), как генная и клеточная терапия, так как данные технологии отличаются крайне высокой стоимостью и ограниченностью данных об их эффективности. 

По словам заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы, Надежды Шаравской, ФАС поддерживает внедрение подхода соглашения о «разделении рисков», в случае, если речь идет о монопольном препарате, по которому отсутствует терапевтический аналог, чтобы это не приводило к облегчению конкуренции, если это дорогостоящий препарат и средства на его закупку отсутствуют в государственном бюджете.

Участники семинара пришли к выводу о том, что существующая сегодня в Российской Федерации система ценообразования и ценового регулирования на оригинальные ЛП требует изменений с учетом современных международных тенденций.  Необходима разработка соответствующих методик и актуализация нормативно-правовой базы для внедрения переговорного процесса между производителем и государством, как плательщиком, с возможностью достижения оптимального ценового консенсуса; а также применения результатов комплексной оценки ЛП, как инструмента ценностно-ориентированного ценообразования и аргументной базы в переговорном процессе по цене между государством и компанией-производителем ЛП.