Фамилия: *


Имя: *


Отчество:


Электронный адрес (e-mail): *


Регион: *



Населённый пункт: *



Текст обращения: *


Размер файла не более 5 Мб. Форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif.
Подтверждаю согласие на обработку и хранение моих персональных данных *




Поля со * обязательны к заполнению

Меню

Номенклатура медицинских услуг: происходящие сегодня изменения в системе здравоохранения диктуют необходимость новых подходов к формированию и актуализации документа, а также его гармонизации с ключевыми международными классификаторами в области здравоохранения 

ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России разработал проект Номенклатуры медицинских услуг, гармонизированной с Международной классификацией медицинских вмешательств Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и адаптированной для применения в системе здравоохранения Российской Федерации. Проект документа готов к внедрению как на федеральном, так и на региональном уровне в рамках пилотов.

Текущая версия Номенклатуры медицинских услуг не в полной мере отвечает реалиям и задачам сегодняшнего дня – как с точки зрения международных принципов классификации медицинских услуг, так и с точки зрения организации и финансирования медицинской помощи в России. Скорость и глубина происходящих изменений, стремительное развитие новых технологий диктуют необходимость выработки единого системного подхода к формированию Номенклатуры медицинских услуг, ее гармонизации с международными классификаторами и постоянной актуализации с учетом особенностей и задач, стоящих перед российской системой здравоохранения. Отсутствие на сегодняшний день единой регламентированной системы разработки, актуализации и сопровождения Номенклатуры медицинских услуг приводит к нарушениям классификации медицинских услуг и негативно влияет на цифровое взаимодействие, коммуникацию между участниками процесса оказания медицинской помощи, а также ее финансирование.

Предпосылки к актуализации действующей Номенклатуры медицинских услуг в России:

  1. Отсутствие в Номенклатуре целого ряда услуг, содержащихся в клинических рекомендациях, делает невозможным включение данных услуг в систему государственного финансирования.
    Для включения в Программу государственных гарантий оказания медицинской помощи (систему ОМС) услуга должна быть в стандарте медицинской помощи, но в стандарте медицинской помощи могут быть только услуги, предусмотренные в Номенклатуре медицинских услуг.
  2. Отсутствие необходимой детализации и дублирование ряда медицинских услуг затрудняет информационное и финансовое взаимодействие между участниками процесса оказания медицинской помощи, а также применение дифференцированного подхода к расчету затрат и тарифов на оказание медицинской помощи.
  3. Не в полной мере обеспечена взаимосвязь между Номенклатурой медицинских услуг с другими нормативными документами в сфере здравоохранения – перечнями высокотехнологической медицинской помощи (ВМП-I и ВМП-II) Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), формами статистической отчетности и др.
  4. Текущая версия Номенклатуры медицинских услуг не может в полной мере обеспечить выполнение задач по цифровой трансформации здравоохранения.

Так, в рамках формирования вертикально-интегрированной медицинской информационной системы (ВИМИС) оцифровка клинических рекомендаций в полном объеме затруднена, поскольку услуги, включенные в клинические рекомендации, но отсутствующие в Номенклатуре медицинских услуг, на сегодняшний день не могут быть оцифрованы, а оперативный механизм включения данных услуг в Номенклатуру отсутствует. Такие услуги не могут быть интегрированы в Медицинскую информационную систему (МИС), Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ) и, соответственно, в реестры счетов на оплату оказанной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

  1. Невозможность гармонизации текущей версии Номенклатуры медицинских услуг с международными классификаторами (например, Международной классификацией медицинских вмешательств (International Classification of Human Interventions – ICHI, ВОЗ).

Принципы классификации и кодирования медицинских услуг, заложенные в текущей Номенклатуре медицинских услуг, не отвечают современным международным требованиям, предъявляемым к классификации медицинских вмешательств. Более того, они не предусматривают взаимосвязи с другими международными классификаторами – Международной классификацией болезней (МКБ, International Classification of Diseases and Related Problems (ICD)), Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF)).

Разработанный экспертами ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России проект Номенклатуры медицинских услуг предусматривает многомерную систему классификации и кодирования медицинских услуг для государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, что является необходимым элементом создания цифрового контура системы здравоохранения. Проект нового документа, опирающийся на международные принципы классификации и включающий недостающие в текущей версии Номенклатуры медицинские услуги, заявленные разработчиками клинических рекомендаций, позволит:

  • оперативно внедрять новые медицинские технологии в практическое здравоохранение и систему государственного финансирования;
  • применять дифференцированный подход к определению тарифов на медицинские услуги;
  • обеспечить полноценную оцифровку клинических рекомендаций и цифровизацию процессов стандартизации в здравоохранении;
  • упростить идентификацию (поиск) медицинских услуг на основе созданной системы классификационных критериев (признаков);
  • обеспечить возможность сравнительного анализа данных, связанных со здоровьем и систем здравоохранения на международном уровне.

История создания Номенклатуры медицинских услуг в России

Номенклатура медицинских услуг – единый классификатор федерального уровня, один из ключевых, системообразующих документов стандартизации в здравоохранении. Согласно действующему российскому законодательству, Номенклатура медицинских услуг используется при разработке клинических рекомендаций, в соответствии с данным классификатором разрабатываются стандарты медицинской помощи, клинико-статистические группы (КСГ), формируются тарифы на медицинские услуги и прейскуранты медицинских организаций, а также рассчитывается стоимость медицинских услуг, в том числе в рамках системы ОМС.

История создания системы классификации медицинских услуг в России насчитывает более 20 лет. В 1998 г. в целях систематизации медицинских услуг и совершенствования разработки отраслевых нормативных документов по стандартизации медицинской помощи Минздравом России был утвержден классификатор «Простые медицинские услуги», а в 2001 г. – классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» и еще один, расшифровывающий его состав. Позже данные классификаторы были дополнены и объединены в единый документ – номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную в 2004 г. С тех пор в содержание классификатора неоднократно вносились изменения, менялся его нормативный статус. В 2011 году, с выходом Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России N 1664н классификатор был утвержден как нормативный правовой документ федерального уровня – «Номенклатура медицинских услуг».

В 2015-2017 гг. была проведена актуализация документа, в результате которой приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н утверждена версия Номенклатуры медицинских услуг, которая действует и в настоящее время.