Фамилия: *


Имя: *


Отчество:


Электронный адрес (e-mail): *


Регион: *



Населённый пункт: *



Текст обращения: *


Размер файла не более 5 Мб. Форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif.
Подтверждаю согласие на обработку и хранение моих персональных данных *




Поля со * обязательны к заполнению

Меню

Лекарственная терапия представляет собой неотъемлемую и важнейшую часть системы оказания медицинской помощи. По последним доступным данным ОЭСР, доля расходов на лекарства от всех расходов на здравоохранение в анализируемых организацией странах составляли от 6,4% в Дании до 35,4% в Болгарии; в России этот показатель равнялся 29,0%. Подушевые расходы на лекарства варьировались от 254 долл. США в год в Мексике до 1229 долл. в США (в России 443 долл.).1 Появление более эффективных и существенно более дорогих лекарственных препаратов определяет необходимость достижения баланса между ограниченными финансовыми ресурсами и доступности медицинской лекарственной помощи.

В Российской Федерации лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”2 и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 1416 (ред. от 27.03.2020).3 Лекарственное обеспечение за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”.4

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи лекарственные препараты при лечении в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставляются бесплатно. На федеральном уровне сформированы клинико-статистические группы (КСГ) с высокими коэффициентами затратоемкости для оплаты дорогостоящего лекарственного лечения за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), отдельные методы комплексного лечения с применением лекарственных препаратов относятся к высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и на них установлены единые средние нормативы затрат.

Важным элементом регулирования лекарственного обеспечения являются перечни лекарственных препаратов, либо доступных, либо, напротив, не предоставляемых пациентам в рамках общественного здравоохранения (так называемые позитивные и негативные перечни лекарств). Унифицированные правила формирования таких перечней на основе оценки технологий в здравоохранении (ОТЗ) способствуют получению максимально возможного эффекта лекарственного лечения при имеющихся средствах. В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне по унифицированным правилам5 формируются:

  • перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПЖНВЛП),
  • перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (перечень дорогостоящих лекарственных препаратов);
  • перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан);
  • перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

При формировании перечней на федеральном уровне применяются принципы ОТЗ: анализируются клиническая эффективность и безопасность лекарственных препаратов, экономические и дополнительные последствия их применения.

Тем не менее, в лекарственном обеспечении населения сохраняются нерешенные проблемы. Так, существенная часть граждан РФ не имеет права на бесплатное лекарственное лечение в амбулаторных условиях. Это может являться причиной необоснованных госпитализаций, препятствовать повышению продолжительности и качества жизни. Тарифы на оказание медицинской помощи в системе ОМС зачастую не меняются достаточно быстро, чтобы покрывать расходы на инновационные лекарственные препараты. До сегодняшнего дня нет единых утвержденных правил для формирования перечней лекарственных препаратов на региональном уровне и на уровне медицинской организации. На федеральном уровне до сих пор не определен порог готовности платить за достижение эффекта от лечения за счет общественных средств, что затрудняет интерпретацию клинико-экономических исследований при формировании перечней лекарственных препаратов. Лишь в небольшом числе медицинских организаций регулярно проводится оценка потребления лекарственных препаратов с последующей коррекцией планов закупки лекарств и обучения персонала рациональной фармакотерапии.

Развитие лекарственного обеспечения населения Российской Федерации включает решение таких задач, как:

  • Расширение программ лекарственного обеспечения населения для лечения в амбулаторных условиях;
  • Совершенствование процедур формирования перечней лекарственных препаратов как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • Совершенствование ценообразования на лекарства и оплаты лекарственного лечения из разных источников;
  • Внедрение инновационных методов оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов на основе соглашений о разделении рисков между производителем препаратов и плательщиком за медицинскую помощь;
  • Стимулирование медицинских организаций к регулярному проведению АВС и VEN-анализов, использованию их результатов в планировании закупок, обучения специалистов по вопросам лекарственного лечения.

1 OECD (2020), Pharmaceutical spending (indicator). doi: 10.1787/998febf6-en (Accessed on 20 July 2020). https://data.oecd.org/healthres/pharmaceutical-spending.htm. Данные по большинству стран за 2018 г., по РФ – за 2017 г.

2 Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ,от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ,от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ,от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 19.12.2016 N 453-ФЗ, от 19.12.2016 N 454-ФЗ,от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 407-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ,от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ,от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.04.2019 N 49-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ,от 02.12.2019 N 412-ФЗ, от 27.12.2019 N 461-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ,от 24.04.2020 N 147-ФЗ).

3 Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 N 1416 (ред. от 27.03.2020) “О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (вместе с “Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей”, “Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей”).

4 Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”.

5 Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 N 871 (ред. от 05.06.2020) “Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи”